запись на прием | принцип работы
067 956-61-29, 050 109-84-12
г.Запорожье, ул. Гагарина 12

Статьи

Основные стадии жизненного цикла семьи

Жизненный цикл семьи – это закономерная последовательность этапов, которые проходит в своем развитии семья. Этот термин был введен в науку американским ученым Полом Гликом.

Жизненный цикл семьи опубликованный в книге А.Я.Варга:

✓ Первая стадия – жизнь одинокого молодого человека, финансово практически самостоятельного, живущего отдельно от своих родителей. Эта стадия была названа «временем монады». Она очень важна для формирования самостоятельных, независимых от родителей взглядов на жизнь.

✓ Вторая стадия начинается в момент встречи с будущим брачным партнером. Влюбленность, роман, возникновение идеи брачного союза.

✓ Третья стадия заключения брака, объединение влюбленных под одной крышей, общая жизнь. Эта стадия была названа «временем диады». Вольно или невольно для организации жизни необходимо решить ряд вопросов. Некоторые вопросы легко обсудить и договориться, а некоторые обсудить открыто трудно, потому что предпочтения часто не ясны и не проговорены.

✓ Четвертая стадия возникает в том случае, если преодолен кризис третьей стадии, брак сохранился и появился первый ребенок. Это более серьезное испытание. Появился третий член семьи, изменилась семейная структура. Необходим новый договор, так как возникла потребность в перераспределении ролей, времени, денег.

✓ Пятая стадия жизненного цикла семьи характеризуется появлением второго ребенка. Она проходит достаточно просто, так как не нужно заключать новый договор о том, как жить с детьми и кто за что отвечает, как это было на предыдущей стадии.

✓ Шестая стадия – это школьные годы детей. В это время семья вплотную сталкивается с правилами и нормами внешнего мира, отличными от правил внутрисемейной жизни. На этой стадии проверяются границы семейной системы.

✓ Седьмая стадия жизненного цикла семьи связана с подростковым возрастом детей. Ведущая потребность ребенка в это время – построить свою идентичность, ответить на вопрос: кто я и куда иду? Ответ «я ребенок своих родителей» не достаточен для построения идентичности. Примеры ищутся вне семьи, среди сверстников, не родственных взрослых. Семья в это время должна решить важнейшую задачу: подготовить ребенка к сепарации, к самостоятельной жизни. В этот период проверяется жизнеспособность и эффективность функционирования семейной системы.

✓ Восьмая стадия – это повторение третьей стадии, только члены диады находятся в другом возрасте. Дети выросли и живут самостоятельной жизнью, родители остались вдвоем. Эта стадия часто называется «стадией опустевшего гнезда».

✓ Девятая стадия жизненного цикла – это жизнь монады, одиночество, супруг умер.

По мнению психологов, если не удалось разрешить вопросы, предыдущей стадии жизненного цикла, это усложняет переход на последующую стадию и возникает, так называемый, «кризис отношений».

Кризис – состояние, при котором невозможно дальнейшее функционирование личности в рамках прежней модели поведения, даже если она целиком устраивала данного человека. Однако многие люди забывают о том, что наряду с опасностью кризис всегда предполагает выход за пределы адаптационных возможностей. И напомнить об этой стороне кризиса может семейный терапевт.

Хорошо если семья признает наличие проблем и обращается за помощью своевременно. Однако, как правило, большинство семей предпочитают какое-то время справляться собственными силами и средствами. Известный семейный психолог Вирджиния Сатир утверждала, что проблемы семей не в том, что у членов семьи разные ценности и желания, а в том, что они не могут наладить общение.

Хочу отметить, что в условиях кризиса легко нарушается взаимопонимание между близкими людьми. А переставая понимать, друг друга члены семьи не придают должного значения последствиям своих слов и поступков. Тому какой отклик они могут вызвать в другом человеке.

Часто именно дети точнее их плохое поведение, оценки или здоровье «приводят» семью в кабинет психолога. Происходит так потому, что уровень чувствительности ребенка выше чем у взрослого.

В своей практике я часто сталкивалась с нарушением взаимопонимания между членами семьи. Особенно это заметно на первой встрече. Такие нарушения могут быть как между взрослыми партнерами так и между ребенком и родителем (обеими родителями), реже между детьми.

Суть работы терапевта с семьей заключается в восстановлении процессов коммуникации. Чтоб каждый член семьи смог выразить словами свои потребности и быть при этом услышанным и понятым. В процессе работы с психологом это, как правило, удается.

Для профилактики перехода взаимоотношений в статус "все сложно", предлагаю практиковать выполнение простого упражнения: В конце дня каждый член семьи отвечает на вопросы:

✓ Что сегодня меня огорчило больше всего?
✓ Что сегодня удивило?
✓ Что было самое смешное?
✓ С какой сложностью встретился и смог справиться?
✓ Что сегодня меня порадовало больше всего?
✓ Это упражнение поможет узнать как прошел день близких вам людей.

Будьте здоровы! Берегите себя и своих близких!

Материалы для сайта invizhl.zp.ua подготовила практикующий психолог, гештальт-терапевт - Оксана Колесник

к перечню

Copyright © 2009-2021 Психологический центр "Инвижл"
All Rights Reserved.
На главную Написать нам письмо В начало страницы